Несмотря на доступность информации о ВИЧ, мифы и стереотипы о них по-прежнему остаются распространенными, а заболеваемость растет. И остро стоит вопрос: способны ли уроки профилактики ВИЧ в школах и вузах снизить риски и нужны ли эти уроки вообще?
Трудности профилактики
О ВИЧ-инфекции и ее профилактике стали говорить все чаще. Разговоры эти направлены прежде всего на взрослых – тех, кто уже заболел, кто находится в группе риска или связан с тем, у кого ВИЧ, отношениями. Старшее поколение более осведомлено об этой болезни. А что же с молодежью?
Анкетирование Российского Красного Креста, в котором участвовали 6250 человек (97% – молодежь), говорит о среднем уровне информированности молодых людей о заболевании. Все это не просто способствует распространению стереотипов и мифов, но и подтверждает несформированность навыков безопасного поведения у молодежи.
В распространении знаний о том, что такое ВИЧ, как от него защититься и как его лечить, могут помочь уроки профилактики как в школах, так и вузах. Но не все учителя готовы говорить о таком с подростками, а родители – давать согласие на подобный разговор. А если и готовы, то какую тональность подобрать для этой беседы?
Бытует мнение, что такие уроки вызовут лишь нездоровый интерес молодежи к теме секса и будут «развращать». Да и обычное чувство стыда и неловкости тоже становится преградой для родителей и учителей.
Громкой стала история 2017 года с тренингом «Базовые знания по профилактике ВИЧ-инфекции», который проводили с учениками 10-11 классов в Челябинске. Программа была разработана в 2008 году, прошла рецензирование, была изучена специалистами министерства образования и науки и министерства здравоохранения Челябинской области и согласована с Управлением по делам образования города Челябинска, а в 2014 году она была повторно согласована с Минздравом Челябинской области. Несмотря на это, Роскомнадзор посчитал, что информация о ВИЧ, передаваемая через программу, растлевает молодежь и нарушает закон, а также содержит материалы, направленные на разрушение российских семейных ценностей.
Минздрав – за!
В 2019 году – во Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря) – Министерство здравоохранения РФ заявило о том, что просвещение школьников на тему ВИЧ необходимо. В рамках проекта, организованного совместно с Министерством просвещения РФ, родителей приглашают на родительское собрание, на котором присутствуют и специалисты ВИЧ-центров, психологи. Они рассказывают родителям о ВИЧ, также показывают мини-фильм, в котором школьники и взрослые, инфицированные в школьном возрасте, рассказывают, как это происходило. Таким образом, родители, узнав, что будет показано в фильмах, или сказано в разговорах с детьми, давали свое согласие.
Кроме того, неделя с 25 ноября по 1 декабря объявлена Министерством здравоохранения Неделей борьбы со СПИДом и информирования о венерических заболеваниях. Мероприятий, проводимые в рамках этой недели, помогут обеспечить высокое качество жизни ВИЧ-положительных детей, предотвратить случаи поздней диагностики ВИЧ-инфекции, а также успешно продолжить лечение подростков по взрослой лечебной сети.
Урокам — быть?
Уроки профилактики ВИЧ проводить необходимо, говорит Ирина Руднева, учитель и родитель.
«Я думаю, что нужно начинать уже с девятого класса. Да и не то, что нужно, – мы обязаны. Многие десятиклассники уже живут сексуальной жизнью, но об этом, я думаю, мало что знают. То есть про шприцы или наркотики слышали, и все. Мне кажется, что о ВИЧ они и не знают ничего. И уроки эти именно просвещают их», — рассказала Ирина.
Также она добавила, что профилактику лучше проведет специалист в этой теме, но при наличии необходимого материала «готова сама с ними говорить». Поэтому методичка, составленная специалистами по противодействию распространению с ВИЧ и СПИДом, а также тренинги для учителей станут хорошим подспорьем для дальнейшей работы со школьниками.
Такого же мнения придерживается мама двоих детей (школьника и студента) Марина Губенко:
«Профилактика ВИЧ необходима, особенно в молодежной среде. Об этом сейчас мало говорят, ссылаясь на «запретную тему». Но ничего плохого или непотребного здесь нет. Я была бы не против, чтобы тему ВИЧ освещали для школьников и студентов».
И молодежи действительно мало рассказывают о вирусе иммунодефицита, а те уроки, которые все-таки дают в школах, основаны, как правило, на познаниях прошлого века, тогда как медицина ушла далеко вперед в лечении ВИЧ. Разумеется, как и прежде, исцеления от вируса иммунодефицита не существует, но успешно контролировать его – можно, а при наличии разных диагнозов у людей, они имеют шансы иметь здоровых детей.
Учредитель АНО «Ты не один» и главный организатор проекта «Вирусы глазами молодежи» Наталья Коржова уверена: профилактика дома, а потом и при помощи специалистов прививает необходимые навыки заботы о собственном здоровье.
«Необходимо вовлекать родителей, учителей и медицинских работников в эти процессы, чтобы они могли дать правильные ответы на возникающие вопросы и развеять мифы о ВИЧ и гепатитах. Специальные тренинги помогут раскрыть темы здоровья, а также будут способствовать формированию критического мышления у молодежи», — поделилась мнением Наталья.
При этом образовательные программы должны быть ориентированы на возрастные группы, учитывая специфику восприятия информации детьми и подростками. Например, для школьников более эффективным инструментом для усвоения материала служит игровой формат. По словам, Натальи Коржовой, «через интеграцию игры в образовательный процесс, можно достичь значительных результатов. Этот метод не только облегчает усвоение информации, но и делает его более увлекательным».
Текст подготовлен в рамках проекта «Креативная профилактика: вирусы глазами молодежи» при поддержке АНО «Образ Будущего» и правительсва Воронежской области.