Проект «Креативная профилактика» собрал уникальные рекомендации и проверенные инструменты для эффективной работы с молодежью. Почему именно сейчас важен был этот разговор о ВИЧ? Что сделало этот проект особенным?
Рассказываем, как АНО «Ты не один» организовала работу среди молодого поколения. В нашем материале — яркие моменты и важные выводы нашей профилактической кампании.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Специалисты АНО «Ты не один» разработали три программы специально для разных возрастных групп:
- Для подростков 14–16 лет. В этой программе особое внимание уделили деликатному языку и понятным объяснениям сложных вещей. Ведь говорить о рискованных ситуациях надо аккуратно и уважительно.
- Для ребят постарше: от 17 до 25 лет. В эту программу включили больше игровых ситуаций и обязательную работу в команде с медицинским специалистом, который мог обосновано и профессионально дать ответы на возникающие вопросы о заболевании.
- Для родителей и учителей. Они играют главную роль в жизни молодёжи, а потому должны быть подкованы в том, как говорить с подростками и молодыми людьми на подобные непростые темы.
Только после тщательной подготовки наши эксперты отправились в школы и вузы делиться знаниями и помогать оставаться здоровыми и защищёнными.


АРТ-ИГРА И РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Игропрактик Анастасия Моисеенкова проводила интересную арт-игру «Вирус глазами молодёжи». Ребята рисовали образ инфицированного человека, а потом вместе они обсуждали, почему именно так представляют болезнь и соответствует ли это реальной картине.
Это помогало лучше понять ситуацию и избавиться от стереотипов. Эти встречи представляли собой короткий рассказ специалиста обо всем важном, что касается здоровья, творческую часть и обратную связь. До и после занятия каждый заполнял анкету – это позволило увидеть, насколько реально участники стали разбираться в вопросах заболеваний. Результаты анкетирования легли в основу исследования организации об уровне информированности молодежи о социально значимых заболеваниях.




ГРУППЫ ВЗАИМОПОМОЩИ И ЭКСКУРСИИ
Мы приглашали школьников и студентов посетить наш офис, чтобы рассказать, чем мы занимаемся и какую пользу приносим людям. Во время экскурсии ребята узнавали, зачем нужна наша организация, кого и как мы поддерживаем, почему важно помогать другим и почему эта работа касается каждого из нас. После экскурсии мы предлагали обучающимся участие в специальных встречах — группах взаимопомощи.
Это встречи, где собирались разные люди: некоторые живут с ВИЧ-инфекцией, а другие — нет. Участники делились своими переживаниями и заботами, поддерживали друг друга и получали обратную связь. Благодаря этому каждый участник лучше стал понимать, что такое ВИЧ и как правильно относиться к людям, столкнувшимся с этим заболеванием.

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
В мае, в рамках недели информированности о социально значимых заболеваниях, состоялась научно-практическая конференция «Интерактивный подход в первичной профилактике ВИЧ и вирусных гепатитов». Мы обсудили, как интересно и понятно рассказывать людям о профилактике ВИЧ и вирусных гепатитов.
Программа конференции включала выступления специалистов нашего проекта, врачей Центра СПИД и представителей студенческих организаций. Были проведены общие обсуждения и тематические секции, где выступающие делились опытом и идеями. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители государственных органов, чтобы обсудить совместные шаги по улучшению профилактики заболеваний среди населения.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ-ПОМОЩНИК
В библиотеке имени Троепольского состоялась публичная презентация специальной книги — путеводителя по интересным способам профилактики ВИЧ и гепатитов среди школьников и студентов. Эта книга стала доступной родителям и педагогам, участвовавшим в проекте. Пособие также мы направили в образовательные учреждения, чтобы учителя могли использовать её в своей работе.
На встрече в библиотеке мы рассказали, как легко и с интересом можно говорить с детьми и молодёжью о здоровье.
СЕМЕЙНЫЙ РОК-ФЕСТИВАЛЬ
Ярким завершением фестиваля «Зарядись на здоровье» стало выступление кавер-группы «РОК-ФОРСАЖ». Гости фестиваля без устали подпевали музыкантам, и в концертном зале наверняка еще надолго осталось эхо знаменитой «Батарейки».










На первом профилактическом семейном фестивале «Зарядись на здоровье» все желающие могли посетить выставку рисунков, выполненных на интерактивных занятиях в школах и вузах. А кто-то не просто смотрел, но даже нашел и свое творчество.
Особым местом на фестивале стала локация «Живая книга». Гости фестиваля могли от ВИЧ-положительного человека узнать, каково это – жить с ВИЧ, и задать любые вопросы.
Активную помощь и поддержку организаторам оказали ребята-волонтеры. Они не только помогали всем гостям ориентироваться на фестивале, но и выдавали раздаточный материал – в том числе сборник-путеводитель с методическими рекомендациями.



Также в ходе проекта «Креативная профилактика» сотрудники АНО «Ты не один» проводили тренинги для родителей и педагогов образовательных организаций, направленные на профилактику ВИЧ и гепатитов. Лекторы давали родителям и преподавателям не только информацию о заболеваниях, но и практические инструменты для разговора о них с учащимися согласно разработанной и принятой при подготовительном этапе программе.
ПОЧЕМУ ЭТОТ РАЗГОВОР ВАЖЕН СЕЙЧАС

Раньше мы работали преимущественно со студентами – несколько колледжей и вузов регулярно приглашали нас дважды в год на волонтерской основе. Однако со временем запрос стал расти, и мы перестали справляться с потоком обращений. Стало очевидно, что нужны системные решения, а также обобщение и структурирование накопленного опыта. Так родился наш проект. Это был сложный, но крайне важный этап: он позволил не только разработать программы 14+ и 16+, создать методические рекомендации и внедрить креативные элементы, но и приобрести уверенность в том, что в долгосрочной перспективе мы увидим снижение числа новых случаев ВИЧ среди взрослых людей.
Учредитель АНО «Ты не один» Наталья Коржова.
АНО «Ты не один» впервые проводила масштабное мероприятие по первичной профилактике ВИЧ и гепатитов. Да и целевая аудитория проекта была выбрана непростая – старшие школьники и студенты. Почему именно они?
По результатам демографического исследования Воронежстата, на территории Воронежской области проживает более 61,5 тыс. подростков в возрасте от 4 до 18 лет, а еще ежегодно вузы и техникумы принимают более 2 тыс. студентов. И большая часть из них ничего не знает ни о ВИЧ-инфекции, ни о вирусных гепатитах. Статистика говорит о том, что осведомленность школьников-старшеклассников и студентов о вирусе иммунодефицита крайне низкая. А отсутствие навыков безопасного поведения и необходимых знаний о ВИЧ и гепатитах приводит к новым случаям заражения.
Причина, как правило, кроется в формальном и сухом подходе, иногда в стеснении говорить на такую непростую тему. Педагогам просто не хватает необходимых механизмов и методик для работы с молодежью. Из-за чувства неловкости многие родители тоже не готовы в разговоре с ребенком уделять должное внимание половому просвещению.
– Профилактическая воспитательная работа бесконечная и безграничная. Сколько бы мы ни работали, ее можно усиливать и оттачивать. Мы включили различные интерактивные фишки, мотивационные моменты. И они послужат дополнительным стимулом при формировании ответственного отношения к здоровью, – добавила Наталья Коржова.
По мнению консультанта по эпидемиологическим вопросам Александра Хаперскова, молодежи необходимо помочь сформировать основные принципы базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности. И проект «Креативная профилактика» был призван это сделать. Школьников научили распознавать угрозы, избегать опасности, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в ситуациях риска. Обучающимся на только рассказали о принципах ЗОЖ, но и познакомили их с понятием «инфекционные заболевания», рассказали о причинах их возникновения, механизме распространения и мерах профилактики и защиты от них.
Одним из вариантов интерактивной части занятия была игра «Угадай, кто?»: обучающимся было необходимо угадать, кто из стоящих перед ними людей имеет ВИЧ-положительный статус. И если среди них были те, кто нехотя и со скучающим видом слушал лекцию, то во время игры таких не оставалось. Ребята активно участвовали в интерактиве и по максимуму применяли свои дедуктивные способности, чтобы вычислить человека с положительным ВИЧ-статусом. Этим проект и запомнился: вопросами ребят, дискуссиями и обратной связью, которую они не побоялись дать.
Но, несмотря на то, что проект «креативный» и включает интерактивную часть, она не является чем-то новым. Уникальным в проекте стал принцип триумвирата – «ребенок – педагог – родитель». Именно такое взаимодействие помогло лучше усвоить основную информацию о ВИЧ и вирусных гепатитах и донести ее до молодежи. Мы составили небольшую памятку, которая поможет педагогам и родителям.
КРАТКИЙ ЭКСКУРС





О структуре своего классного часа рассказала старшая медсестра, преподаватель ВГТУ и лектор проекта «Креативная профилактика» Оксана Попова.
— В чем особенность ваших подходов при общении с молодежью на тему ВИЧ?
— Диалог со студентами я начинаю с того, что нами владеют микробы. Мы не видим их, но сталкиваемся с их последствиями. Если у нас грипп, то обязательно будет насморк, повышение температуры, слабость, озноб. Но через несколько дней это все проходит. А существуют такие инфекции, которые себя не проявляют никак, но разрушают нашу иммунную систему. И одно из таких социально значимых заболеваний на сегодняшний день – это ВИЧ-инфекция. Я объясняю не только, что такое ВИЧ, но и чем он отличается от СПИДа. Затем перевожу разговор на тему стигмы, потом рассказываю о путях передачи инфекции.
— В рамках проекта «Креативная профилактика» вы проводили лекции и для родителей. Как они реагировали?
— Родители вообще были очень замотивированы. Они интересовались, как вели себя дети на наших встречах. Мы сначала шли к детям, а потом уже к родителям этих детей. И к моменту родительских собраний часть информации до них уже доходила через школьников. Родители задавали много вопросов. Одни спрашивали, где можно сдать кровь на анализ, других интересовало, могут ли они озвучить диагноз, если он имеется, своего ребенка. Я отвечала, что даже нужно, и рассказывала родителям, что на данный момент они являются законным представителем детей, поэтому имеет право при необходимости заявить о диагнозе. Но, конечно, когда ребенок станет самостоятельным, он уже сам будет говорить о своем диагнозе.
— На ваш взгляд, какой подход лучше использовать при работе с подростками?
— Со стороны профессионального игропрактика интерактивный подход выглядит очень уместно. Почему? Потому что здесь дети замотивированы, они закрепляют полученные знания на рисунке, и эти рисунки, они просто остаются у них в памяти. Видно сплоченность детей, они потом пересказывают пути передачи. На рисунках передают ту информацию, которую впитали. Такая практика позволяет сократить дистанцию между обучающимися и людьми, которые приходят извне.
РАБОЧАЯ ГРУППА ИЗ РОДИТЕЛЕЙ
Как бы ни были важны интерактивные методики при работе с молодежью, наиболее значимыми являются рекомендации и чек-листы. Так, упомянутый сборник-путеводитель включает не только теоретический материал о ВИЧ и гепатитах, но также и уникальные авторские методики, которые были реализованы во время интерактивных занятий со школьниками и студентами, как рассказал консультант по эпидемиологическим вопросам Александр Хаперсков.
Кроме того, сборник подчеркивает роль родителей в работе с молодежью и стал хорошей опорой для педагогов: они смогут самостоятельно проводить уроки профилактики на базе образовательных организаций с интерактивным уклоном.
– На мой взгляд, очень важным в этих методических рекомендациях является раздел «Пособие для родителей». В нем рассказывается о том, как поговорить с ребенком о проблеме ВИЧ-инфекции, потому что профилактика, прежде всего, должна начинаться в семье, а продолжаться – уже в образовательных организациях, – добавил Александр Хаперсков.
И не менее важным стало то, что для формирования этого сборника была создана рабочая группа, в которую вошли не только врачи и специалисты АНО «Ты не один», но и родители и педагоги. Его презентовали в начале июня в одной из библиотек Воронежа, но на презентации все не закончилось: сборник-путеводитель по интерактивным методам профилактики был направлен в не менее чем 50 учебных заведений.

В методическом пособии приведен такой чек-лист.
При реализации профилактической работы необходимо опираться на базовые принципы:
- Достоверность – использование в работе только научно подтвержденных фактов и принципов доказательной медицины.
- Конфиденциальность – создание безопасной среды для обсуждения.
- Предотвращение стигмы – акцент на том, что ВИЧ и гепатит С – не «позор», а заболевания, которые можно предотвратить.
- Практическая направленность – не просто «знать», но и «уметь применять».
- Учет возрастных особенностей – разный подход для школьников и студентов.
В нем же можно найти предлагаемый концепт проведения занятий. Обратить внимание подростков на непростую тему бывает трудно. Как заинтересовать их и рассказать о ВИЧ доступно? Делимся парочкой историй о самых невероятных заходах на лекциях Натальи Пульвер в проекте «Креативная профилактика».
Одна из лекций началась с истории об английском поэте Джордже Байроне. Точнее, о его друзьях. В 1816 году в гостях у Байрона были супруги Шелли и его врач Джон Полидори. Однажды вечером они решили придумывать страшные истории. Мэри Шелли написала о Франкенштейне, а Джон Полидори придумал Дракулу, За каждым монстром стоит страдание. Если за Франкенштейном — отречение от своего создания, его непонимание, то за Дракулой — вечное проклятие голодом, тяга к жизни, которую нельзя утолить, боязнь солнечного света. В конечном итоге именно это заставило некоторых философов после открытия ВИЧ говорить о сходстве вампиризма и вируса иммунодефицита человека: их объединяет страх быть освещенным, страх признаться, а также сходство добавляет способ передачи инфекции через кровь. |
Ещё один необычный заход был через историю писателя-фантаста Айзека Азимова. В 1983 году во время операции по шунтированию сердца писателю переливали кровь. В то время о существовании ВИЧ особо не распространялись, поэтому доноров не проверяли на наличие инфекции. О своей болезни Айзек Азимов узнал только в 1989 году, но решил не сообщать об этом поклонникам, чтобы не сеять панику. За эти шесть лет он опубликовал около 90 книг. Писатель скончался в 1992 году от сердечной и почечной недостаточности, вызванных СПИДом. Но тогда в качестве официальной версии заявили лишь проблемы с сердцем и почками. Лишь через десять лет жена Айзека Азимова рассказала, что у писателя был ВИЧ. |
НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Во время экскурсий обучающихся в офис АНО «Ты не один» появилась эта инициатива «Медсестра — медсестре», и она стала частью проекта «Креативная профилактика». По словам самих студентов, информацию, которую они получили в организации, нужно было повторить, ещё раз изучить в интернет-источниках, а затем красиво оформить в виде буклета.
В итоге вышло 50 буклетов, из которых было выбрано три лучших. И эти работы не останутся просто в памяти студентов и преподавателя, как полезный опыт, а станут подспорьем для педагогов в образовательных организациях: буклеты адаптируют для проведения открытых уроков на тему ВИЧ.
Проект «Креативная профилактика» подошел к концу, но не прекратил свое существование. Он продолжится, но уже дома или в школе, когда под рукой родителей и учителей будут сборники-путеводители или буклеты, которые в нужный момент помогут подобрать правильные слова для разговора с подростками о ВИЧ и вирусных гепатитах, путях их передачи и способах защититься от вирусов. А в этих карточках мы решили коротко напомнить самые основные моменты, связанные с ВИЧ.




Еще больше информации о проекте «Креативная профилактика» — в итоговой дискуссии на тему «ВИЧ глазами молодежи».
Ну а после серьезной и важной информации предлагаем Вам поговорить о ВИЧ и гепатитах в кругу семьи, используя наши наработки. А, чтобы начать непростой разговор, сперва можно обратиться к нашему первому Профилактическому семейному рок-концерту «Зарядись на здоровье». Мы сохранили полный выпуск этого драйва!
Проект «Креативная профилактика» реализуется при поддержке АНО «Образ будущего» и правительства Воронежской области.
