Как бы ни было неловко говорить с ребенком об интимной близости, но сделать это просто необходимо. И дело не только в нежелательной беременности, но и в опасных инфекциях, которые может повлечь за собой половой контакт без должной защиты. Мы предлагаем несколько советов, как провести разговор на такую серьезную тему.
Выберите подходящее время и место
Найдите удобное время, когда вы оба спокойны и не отвлекаетесь. Убедитесь, что разговор проходит в безопасной обстановке. Место должно быть уютным и приватным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
— Я бы это делала во время какого-то совместного дела – например, прогулки – или подобрала бы удобный момент, когда ребенок вовлечен в процесс и с ним можно говорить, — рассказала многодетная мама Анастасия Моисеенкова.
Изучите информацию заранее
Прежде, чем начать разговор, убедитесь, что вы сами хорошо понимаете тему. Прочитайте соответствующую литературу или проконсультируйтесь с врачом, чтобы быть уверенным в своих знаниях. А при разговоре с ребенком говорите на понятном ему языке: используйте простые и понятные слова и избегайте сложных медицинских терминов.
Объясните важность темы
Расскажите, почему важно говорить об интимной близости и здоровье. Объясните, что это часть взросления и что знания помогут ребенку защитить себя. Кроме того, расскажите, что такое интимная близость.
Анастасия Моисеенкова уверена: подобные разговоры нужно начинать с детства.
— Когда он в 7 лет спрашивает, откуда появился, то не нужно говорить, что его нашли в капусте или принес аист. Потом ребенок не будет вам доверять. Говорите в соответствии с возрастом. В 18 лет уже более серьезно стоит разговаривать, — рассказала она.
Кроме того, во время разговора необходимо подчеркнуть важность взаимного согласия. Ребенку обязательно нужно донести, что, если он чего-то не хочет, не обязательно это делать и никто не имеет права принуждать его к чему-либо против воли.
— Безопасность, доверие и правда — это три таких основных критерия, которые должны преобладать в разговоре по половому воспитанию с ребенком, — добавила Анастасия Моисеенкова.
А еще в подобной ситуации нужно стоять на позиции не авторитета – «что я скажу, то и будешь делать», — а друга. Когда ребенок находится в подростковом возрасте, в таких случаях чувствует себя ранимым и уязвимым, поэтому на него не нужно давить.
Заверьте, что его любят и всегда ждут
Объясните ребенку, что дома он всегда будет в безопасности. Если у него что-то случится, он всегда сможет вернуться домой, где его ждёт любящая семья. И не просто ждет, но и примет его в любое время дня и ночи. Важно показать, что вы не закрыты, и ребенок всегда сможет обратиться за помощью.
Предостерегите от рисков
Расскажите о том, что такое инфекции. Объясните, какие они бывают и какими путями передаются. Особое внимание стоит уделить ИППП – инфекциям, передающимся половым путем.
Еще один риск – нежелательная беременность. Стоит объяснить, что это серьезный шаг, который требует как психологической и физической, так и финансовой подготовки. А чтобы защитить себя от рисков важно использовать средства барьерной контрацепции. Не забудьте отметить, что их стоит приобретать в аптеке, где можно найти качественные контрацептивы.
Также подчеркните важность регулярных медицинских осмотров и анализов после начала интимной жизни.
Отвечайте на вопросы
Будьте готовы ответить на вопросы ребенка. Если вы не знаете ответа, признайте это и предложите найти информацию вместе. А также поощряйте его задавать вопросы и делиться своими мыслями. Пусть он знает, что может всегда обратиться к вам за советом, поддержкой или в поисках ответа.
Приведите примеры
Используйте примеры из жизни, книг или фильмов, чтобы объяснить непростые моменты. Для маленьких детей можно привести пример через игру или небольшую сказку.
Если же вы понимаете, что не сможете провести такой разговор самостоятельно, то обратитесь за помощью к специалисту. Так, к Оксане Поповой после лекций в рамках проекта «Креативная профилактика» подходили и подростки, и их родители. В присутствии лектора они находят ответы на важные и порой неудобные вопросы:
— В этом случае мы не идентифицируем человека. Работаем по скриптам в формате «вопрос-ответ». Обычно мы задаем вопросы: состоит ли подросток в группе риска или причастен ли к ним каким-либо образом? Была ли у него интимная близость? Знает ли он что-то об инфекциях, передающихся половым путем? Знает ли что-нибудь о средствах защиты? Если подросток не знает, например, ничего об инфекциях, мы их перечисляем. И, конечно, советуем периодически обращаться к врачу, сдавать анализ, а также использовать средства барьерной контрацепции.
______________________________
Проект реализуется при поддержке АНО «Образ будущего» и правительства Воронежской области.